Секреты биомеханики, или что необходимо знать легкоатлету

E-mail Печать PDF

Великий тренер Артур Лидьярд писал: «Дайте мне молодого бегуна, толкающегося прямо вперед, и я сделаю из него чемпиона». В беге скорость и, в конечном счете, выносливость во многом зависят от эффективного отталкивания: насколько точно вперед направлен вектор толчкового усилия со стороны стопы спортсмена. А стопа – это начальное и конечное звено двигательной цепи, во многом определяющее эффективность наших мышечных усилий во время движения. Для спортсмена важно, чтобы его стопа не оказалась «слабым звеном».



Есть два основных, противоположных по направлению, движения стопы: супинация и пронация. Эти естественные движения во многом предопределяют рессорные и толчковые свойства стопы.

Что такое супинация и что такое пронация?
Движение супинации сопровождается поворотом тыла стопы наружу, подъемом продольного свода, укорочением стопы, «замыканием» ее суставов. Все это приводит к формированию из структур стопы «жесткого рычага», который необходим для принятия на стопу веса тела в момент постановки ноги на грунт, а также для обеспечения эффективного отталкивания и придания телу четко направленного движения вперед. Однако слишком сильная супинация стопы в момент приземления резко ограничивает ее рессорные возможности, порождает бег с избыточными вертикальными колебаниями тела (неэкономичный, «гарцующий» бег). Такая техника бега может привести к патологиям и травмам  не только стопы и нижней конечности, но и всего опорно-двигательного аппарата.
Тем не менее особенно чревата негативными последствиями избыточная пронация. При пронации стопа вращается внутрь, становится более плоской, длинной и более гибкой (мобильной). Движение пронации сглаживает удар при постановке стопы на опорную поверхность (рессорная функция), а в период полного контакта позволяет стопе адаптироваться к неровностям грунта (балансировочная функция).

Шаг спортсмена «под микроскопом»
Если рассматривать шаговый цикл более подробно, то стопа соприкасается с опорой наружно-задним краем пятки в слегка супинированном положении. Затем, по мере переноса веса тела на ногу и увеличения площади контакта пятки, задний отдел стопы слегка пронируется (пятка наклоняется внутрь). Пиковая нагрузка смещается через центр пятки на ее внутренне-передний отдел. Движение пронации продолжается вплоть до полного контакта подошвенной поверхности стопы с плоскостью опоры. При этом площадь опоры увеличивается, а задний и средний отделы стопы слегка поворачиваются внутрь. В результате внутренний продольный свод, принимая на себя нагрузку, опускается и максимально уплощается, как бы «рессорит». Таким образом, перераспределяя вес тела с наружного на внутренний отдел стопы, движение пронации сглаживает пиковую нагрузку, возникающую при приземлении, и тем самым обеспечивает естественную рессорную функцию стопы и адаптацию стопы к возможным неровностям грунта.

 


После достижения полного контакта подошвенной поверхности стопы с опорой тело бегуна проходит над стопой. Стопа в это время начинает движение супинации (ресупинироваться) и тем самым готовится к отталкиванию. К концу периода опоры стопа должна успеть вернуться из положения пронации в нейтральную позицию. С отрывом пятки начинается период отталкивания, сопровождающийся дальнейшей супинацией стопы. При этом стопа укорачивается, ее суставы «замыкаются», опять образуя «жесткий рычаг» для совершения отталкивания и продвижения тела вперед.
Такова последовательность событий в норме.

Однако, если стопа при опоре излишне пронируется и не успевает вернуться в нейтральное положение до момента отрыва пятки, то движение ресупинации продолжается и в периоде отталкивания. Эта затянутая по глубине и времени пронация не позволяет сформировать из структур стопы и всей толчковой ноги «жесткого рычага», что резко снижает эффективность отталкивания и приводит к быстрому росту утомления.

Гиперпронация. Кто виноват и как с этим бороться?
Главной мышцей, контролирующей объем пронации и обеспечивающей поддержание оптимальной высоты медиального продольного свода во все фазы шагового цикла, является задняя большеберцовая мышца. «Кошачья» мягкость приземления и мощность отталкивания обязаны данной мышце.
В начале периода опоры эта мощная мышца работает «на растяжение», замедляя скорость и глубину естественной пронации. Затем, сокращаясь и поднимая своды, она во многом предопределяет эффективность всего процесса отталкивания.
Гиперпронация стопы, которая может быть вызвана разными причинами: уплощением сводов («проседание» ладьевидной кости), повышенной гибкостью, чрезмерным наклоном пяточной кости внутрь (вальгусная позиция пяток) — натягивает сухожилие задней большеберцовой мышцы и рефлекторно вызывает ее функциональное ослабление. «Обезвредить» эту мышцу могут и последствия небольших подвывихов голеностопа и других суставов стопы.
Гиперпронация стопы, которую в народе прозвали плоскостопием, исходно накладывает характерный отпечаток на технику бега и ходьбы спортсмена. У «счастливых» обладателей гиперпронации стопа как бы излишне «прилипает» к дорожке. При развитии утомления картина резко усугубляется: появляется подгибание колена, еще большая пронация стопы и «застаивание» на опорной ноге, избыточные боковые колебания корпуса. В этой ситуации для поддержания необходимой скорости движения спортсмен вынужден подключать добавочные мышечные группы, что, соответственно, приводит к перегрузкам и переутомлению.

Один из ведущих специалистов мира в области спортивной медицины доктор Дэвид Лиф (США), рассказывает, как он смотрит телерепортажи с престижных марафонов: «Когда до финиша 5-6 км и в «головке» остается только несколько человек, я смотрю, кто из спортсменов как опирается на стопу. Как только свод стопы начинает «сваливаться» в гиперпронацию (вниз и внутрь), через 600-800 метров этот бегун «вываливается» из группы. Дело в том, что появление гиперпронации стопы выдает крайнюю степень утомления мышц спортсмена и одновременно делает его бег крайне неэкономичным, что и забирает последние силы атлета».

Спортсмены с выраженной гиперпронацией стоп – это, как правило, люди с высоким риском постоянных травм, часто страдающие от боли не только в области стопы, но и в ногах, пояснице, спине. Карьера таких спортсменов чаще всего не слишком успешна.
Почему так происходит? Движения супинации и пронации не ограничиваются только стопой и голенью. Через вилку голеностопного сустава эти движения передаются на колено, бедро, таз и поясницу. Так, в период опоры в норме колено должно слегка отклоняться к средней линии тела. А при гиперпронации стопы происходит выраженное отклонение колена опорной ноги внутрь с избыточной внутренней ротацией бедра. В результате, в период опоры боковые мышцы вынуждены вначале препятствовать чрезмерной внутренней ротации, а в период отталкивания – затрачивать дополнительные усилия по «выравниванию» колена, выпрямлению осей голени и бедра для того, чтобы направить усилия отталкивания прямо вперед. Кроме того, избыточное отклонение колена внутрь ведет к формированию широко распространенной патологии — так называемого «колена бегуна». Согласно статистике спортивных врачей, боли «где-то под коленной чашечкой» – это наиболее частая проблема для бегунов со стажем.

Решить проблему могут индивидуальные ортопедические стельки. Они ограничивают скорость и глубину избыточной пронации, избавляя таким образом от лишней нагрузки заднюю большеберцовую мышцу. Как следствие, нормализуется биомеханика всей нижней конечности, таза и поясницы. А индивидуально скорректированные стельки помогут спортсмену всегда направлять усилия отталкивания «прямо вперед», к рекордам и победам.

Статья подготовлена на основе материала, предоставленного врачом высшей категории Нечаевым В.И.
 


Комментарии  

 
+2 #1 Виктория 15.08.2011 16:18
а про гипопронацию будет статья?
Цитировать
 
 
0 #2 15.08.2011 18:37
а разве в марафоне правильно ставить стопу с пятки?
Цитировать
 
 
+8 #3 15.08.2011 21:05
Открыт секрет Болта?
Секретные стельки!
Цитировать
 
 
0 #4 16.08.2011 10:42
Цитирую wolnorez23:
а разве в марафоне правильно ставить стопу с пятки? :sigh:
Вот и я о том же, по правилам техники любого бега, стопа должна сначала касаться передней частью, а затем опускаться на пятку. И кстати, оттакивание в беге начинается не с момента "отрыва" пятки, а после прохождения оцмт через "момент вертикали"/
А в остальном, очень даже познавательная статья. Может автор еще дополнит ее упражнениями, которые укрепляют заднюю большеберцовую мышцу?!
Цитировать
 
 
0 #5 16.08.2011 16:13
"по правилам техники любого бега, стопа должна сначала касаться передней частью, а затем опускаться на пятку."
-это что за правила такие, правильное отталкивание проходит вперекат, и если стопа касается передней частью, то на пятку она уж точно не должна опускаться, а вообще конечно с пятки правильно.
Цитировать
 
 
+2 #6 16.08.2011 17:45
Полностью согласен с Юрием. Попробовал просто сделать то что предлагает "тренер" и подумал, ну и тренер! И как то стало ясно, почему у нас так мало нормальных бегунов! Их тренируют такие "тренера"
Цитировать
 
 
+1 #7 16.08.2011 20:57
Юрий и ворчун ну и болваны же вы((((
И как то стало ясно, почему у нас так мало нормальных бегунов
Цитировать
 
 
0 #8 16.08.2011 21:06
Поясните пожалуйста.
Цитировать
 
 
0 #9 16.08.2011 21:06
ты, баран, есть чем обосновать напиши, а нет - сиди и не ...
Цитировать
 
 
0 #10 16.08.2011 21:14
Дочитал до того, как стопа приземляется на пятку, и ... понял, что мир сошел с ума. Как врач высшей категории может принимать приземление на пятку за норму? Хочет себе клиентов с коленями и надкостницами?
Цитировать
 
 
+4 #11 16.08.2011 21:47
Статья то конечно рекламная, пройди по ссылке и увидишь цену панацеи от нагрузок. И хотя язык статьи тяжёлый, перегруженный спец терминами, но про кинематику движения всё написано правильно. Любое движение начинается с пятки и заканчивается отталкиванием через большой палец(это в идеале). Но что бы движение начиналось с того с чего должно заканчиваться, это "ноу-хау" двух супер"тренеров".Ребята, выбросите купленные дипломы и займитесь чем то другим, например по изучайте правила хорошего тона, может пригодится мелочь по электричкам сшибать.
Цитировать
 
 
+5 #12 Александр 16.08.2011 22:58
ахаха, я понял из вашей дискуссии, почему так хромает наш спринт, там видать все с пятки бегут.
Цитировать
 
 
0 #13 Александр 16.08.2011 23:04
Асафа, например с пятки же, не?
Господи, как же это представить то можно, бег с пятки... ну конечно атака идёт пяткой, но последнее движение, прямо перед касанием-это резкий захват передней частью, и это не только в спринте...
вот и подтверждение в защиту тренеров
http://vkontakte.ru/video107296726_160609350
Цитировать
 
 
+1 #14 16.08.2011 23:19
Интересная дискуссия
Те кто считает что нужно приземляться на пятку, вспомните что человек это животное, и он не рождается в кроссовках. Разбуйтесь и попробуйте побегать босиком с пятки...
Цитировать
 
 
0 #15 Александр 16.08.2011 23:19
а вот 1500 на летней России на 3.36
http://vkontakte.ru/video1684898_160754361
Цитировать
 
 
+1 #16 Виктория 17.08.2011 05:35
речь не о спринте, тут всё понятно, а в марафоне, как и в любом длинном беге, отталктвание проходит в перекат!
Цитировать
 
 
+2 #17 17.08.2011 06:50
Ahhahaha!

You can run as you wish, but you will never get me!
Цитировать
 
 
+2 #18 17.08.2011 07:01
Проснулся сегодня и прекрасно добежал до ванной босичком и с пятки. Шутка, а серьёзно, мы идём пешком с пятки, начинаем разминочный бег и медленный кросс бежим в основном с пятки, но и носком толкаемся не активно. В процессе увеличения скорости уменьшается время нахождения на опоре и соответственно отбрасывается самая медленная фаза отталкивания, а именно постановка ноги на пятку в пользу постановки на среднюю часть, перекат и завершение отталкиванием через большой палец. Но НИКОГДА не бывает постановки на переднюю часть и потом опускания на пятку!
Александр, по поводу ваших видео: судить о технике бега по бегу в кроссовках не корректно, нужна кинограмма и в шиповках. Время нахождения спринтера на опоре сейчас настолько мало, что нет времени даже на толчок, они как бы тянут дорожку на себя передней частью стопы. Ну и конечно не опускаются на пятку, это огромная потеря времени, в шиповках это было бы отчётливо видно.
Цитировать
 
 
0 #19 17.08.2011 09:47
Цитирую ворчун:
Но НИКОГДА не бывает постановки на переднюю часть и потом опускания на пятку!

А вот индейцы племени тарахумара этого не знают и уже несколько тысячелетий бегают с постановкой с передней части стопы.

http://www.youtube.com/watch?v=FnwIKZhrdt4
Цитировать
 
 
0 #20 17.08.2011 11:22
Цитирую ворчун:
.Ребята, выбросите купленные дипломы и займитесь чем то другим, например по изучайте правила хорошего тона, может пригодится мелочь по электричкам сшибать.

По поповоду купленного диплома, рот бы лучше прикрыл...особенно когда не знаешь с кем разговариваешь. Насчет постановки ноги с пятки: да бесспорно, что большинство спортсменов в марафоне ставит ногу с пятки, и только лучшие из них с передней части стопы, почти одновременно на всю стопу. Но в статье не было указано, что это рекомендации для марафона. Но в принципе, эталонной и в спринте и в стаерском беге, считается бег с передней части стопы (откройте любой учебник, а лучше, возьмите высокоскорстную камеру, например, самую доступную casio fx-1, снимите технику нормального уровня спортсмена и посмотрите). Другое дело, что не у всех достаточно развиты мышцы,что бы так бежать.
Цитировать
 
 
0 #21 17.08.2011 11:24
И что? Бегают они так и славно. Я считаю что оптимально бегать так, как написал, вы, что надо бегать с передней части, ваше право. И пишу я о другом. Объясните мне Вася Пупкин,для чего надо после постановки ноги на переднюю часть, после этого опуститься на пятку? И попробуйте вы в беге начав движение с передней части стопы после этого опуститься на пятку, потом опять подниматься придётся. Зачем это делать? Комфортно будет? Под опусканием на пятку я имею в виду именно постановку пятки на опору. И не надо про индейцев, у нас пол сборной так бегают.
Цитировать
 
 
0 #22 17.08.2011 11:26
Цитирую ворчун:
Полностью согласен с Юрием. Попробовал просто сделать то что предлагает "тренер" и подумал, ну и тренер! И как то стало ясно, почему у нас так мало нормальных бегунов! Их тренируют такие "тренера"

Да и кстати, на будущее, не "тренера", а "тренеры"!
Цитировать
 
 
-1 #23 Виктория 17.08.2011 11:33
вот тут всё хорошо написано http://skirun.ru/2010/06/27/running-school-technics/
Цитировать
 
 
0 #24 17.08.2011 11:34
Тренер, вот вы то мне и объясните по поводу опускания на пятку. Ваша идея, вам и карты в руки. Что то все старательно опускают этот момент. Вы можете поучить меня грамоте, но слово "тренера" как раз и отражают уровень вашего интеллекта с вашим последователем.
Цитировать
 
 
-6 #25 17.08.2011 11:46
ворчун ты настолько туп, что даже смешно.
Цитировать
 
 
+1 #26 17.08.2011 11:56
Цитирую ворчун-удот:
ворчун ты настолько туп, что даже смешно.

Это уже было. Мог бы придумать и поновее что ни будь, да что может придумать человек честно признавшийся, что он "удод", извините "удот"
Цитировать
 
 
+1 #27 17.08.2011 12:16
Цитирую ворчун:
И что? Бегают они так и славно. Я считаю что оптимально бегать так, как написал, вы, что надо бегать с передней части, ваше право. И пишу я о другом. Объясните мне Вася Пупкин,для чего надо после постановки ноги на переднюю часть, после этого опуститься на пятку? И попробуйте вы в беге начав движение с передней части стопы после этого опуститься на пятку, потом опять подниматься придётся. Зачем это делать? Комфортно будет? Под опусканием на пятку я имею в виду именно постановку пятки на опору. И не надо про индейцев, у нас пол сборной так бегают.

Зачем опускаться на пятку. Первое- практически ни один спортсмен не сможет бежать дистанцию более 400м не касаясь пяткой дорожки, это сврехнагрузки для ног; Второе- При высокой постановки ноги, и высоком положении пятки во время отталкивания, отталкивание становится менее эффективным, т.к. уменьшается амплитуда движения голеностопного сустава.
Цитировать
 
 
0 #28 17.08.2011 12:19
Постановка с пятки- это естественный бег для невысокой скорости бега и спортсменов низкой классификации. Но при таком беге, происходит сильное торможение, отчево уменьшается скорость бега, и увеличивается риск травм коленных и тазобедренных суставов. Поэтому поэтому бег с передней части стопы считается эталонным, но это не значит, что все так бегают.
Цитировать
 
 
-2 #29 17.08.2011 12:20
Цитирую ворчун:
Тренер, вот вы то мне и объясните по поводу опускания на пятку. Ваша идея, вам и карты в руки. Что то все старательно опускают этот момент. Вы можете поучить меня грамоте, но слово "тренера" как раз и отражают уровень вашего интеллекта с вашим последователем.

Ваше хамство, и ваше бескультурее переходит все границы.
Цитировать
 
 
0 #30 17.08.2011 12:26
Вот мы уже и на "Вы". Что же, учиться ни когда не поздно. Может ещё и в институт поступите. Да, кстати, что там по поводу пятки?
Цитировать
 
 
+2 #31 17.08.2011 12:28
ворчуну. если теоретически разделить опорную фазу на амортизацию и отталкивание (хотя это один процесс и одно движение), то вполне можно представить, как пятка после встречи стопы с дорожкой чуть уходит вниз - у кого-то и до касания дорожки, у кого-то меньше... в момент прохождения вертикали положение пятки видится самым низким - мышцы и связки растянуты и "заряжены" на упругое отталкивание... ошибаюсь? может, не совсем ясно описал ощущуения....
Цитировать
 
 
-9 #32 17.08.2011 12:29
Цитирую ворчун:
Вот мы уже и на "Вы". Что же, учиться ни когда не поздно. Может ещё и в институт поступите. Да, кстати, что там по поводу пятки?

Без обид, просто, пошел на ху.!!!
Цитировать
 
 
+2 #33 17.08.2011 12:37
Ни фига себе собрались знатоки! Ставить ногу с пятки? Идиотизм высшей категории.
Я со скоростью 6 мин. на 1 км бегу с передней части стопы. Этому меня научили ещё 47 лет назад. (Сейчас мне 62).
Цитировать
 
 
+4 #34 17.08.2011 13:03
Евгений, всё вы понятно объяснили, такое бывает, но с моей точки зрения это необходимо рассматривать как ошибку, так как это ведёт к значительному колебанию ОЦТ, вследствие недостаточной силовой подготовки мышц ног. Амортизацию ни кто не отменял, но я ещё раз подчёркиваю. что говорю о постановки пятки на опору.
Цитировать
 
 
+6 #35 17.08.2011 14:19
Цитирую тренер:
Цитирую ворчун:
Вот мы уже и на "Вы". Что же, учиться ни когда не поздно. Может ещё и в институт поступите. Да, кстати, что там по поводу пятки?

Без обид, просто, пошел на ху.!!!

А что обижаться на убогих? Я им в церкви милостыню подаю.
Цитировать
 
 
0 #36 17.08.2011 16:25
Оффтоп: кто-нибудь Универсиаду смотрит? Сергей Рыбин лидировал весь бег и сошел на последнем круге...
Цитировать
 
 
0 #37 Виктория 17.08.2011 16:40
а Рыбаков как пробежал?
Цитировать
 
 
+1 #38 17.08.2011 17:17
Цитирую Виктория:
а Рыбаков как пробежал?

1 OSAKO Suguru JPN 28:42.83
2 MOKOKA Stephen RSA 28:53.09
3 TAMRI Ahmed MAR 29:06.20
4 RYBAKOV Evgeny RUS 29:10.86

http://match.sz2011.org/pdf/AT/ATM007101/ATM007101.C73G.ENG.1.0.pdf
Цитировать
 
 
0 #39 17.08.2011 22:17
Цитирую Михаил С:
Оффтоп: кто-нибудь Универсиаду смотрит? Сергей Рыбин лидировал весь бег и сошел на последнем круге... :cry:

Жаль Сергея, видимо, климат "островат". Борзаковский вот тоже на Востоке бегать не может, надеемся, в Тэгу случится чудо...
Цитировать
 
 
+1 #40 18.08.2011 17:24
Гусеницу-сороконожку спросили:"Как вы ходите с 40 ножками?".Задумалась гусеница как это выходит ей вот так славненько ходить,да вот незадача, не выходит ничего как начинала думать как ту или иную ножку ставить.И сказала:"Пошлите вы все знаете куда...с этим вопросом!"
Цитировать
 
 
+2 #41 Бесшапошников Олег 19.08.2011 21:19
Бег на передней части стопы, даже марафон, - это могут не всем, но кто так может бежать-тот бежит быстро......очень быстро.А бег с пятки- это техника прошлого.Всегда раньше бежал и удивлялся на далеко или не очень далеко впереди бегущих кенийцеа, а зачем им пятка, для красоты?
Цитировать
 
 
0 #42 21.08.2011 12:11
Парни, зачем оскорблять друг друга? У вас рук что ли нет?!
Цитировать
 
 
0 #43 21.08.2011 14:26
В Дегу со здоровыми 400 м будет выступать паралимпией Оскар Писториус нет ножек, нет пяток, не зачем на них опускаться да и ножки вымерены и выточены по милиметровой линеечке......
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Лента новостей - В России и СНГ

21.05.2012 -- 21:55
21.05.2012 -- 21:51
21.05.2012 -- 10:57
20.05.2012 -- 22:38
20.05.2012 -- 22:13
20.05.2012 -- 22:03
20.05.2012 -- 21:24
20.05.2012 -- 13:54
19.05.2012 -- 17:25
19.05.2012 -- 09:38
18.05.2012 -- 16:55
18.05.2012 -- 16:16
15.05.2012 -- 10:53
15.05.2012 -- 00:45
13.05.2012 -- 23:46
13.05.2012 -- 23:37
12.05.2012 -- 21:24
12.05.2012 -- 00:08
11.05.2012 -- 12:23
11.05.2012 -- 11:00
Баннер

Лента новостей - В мире

21.05.2012 -- 13:39
20.05.2012 -- 21:47
19.05.2012 -- 21:20
15.05.2012 -- 22:12
13.05.2012 -- 21:39
11.05.2012 -- 09:50
10.05.2012 -- 12:41
07.05.2012 -- 22:59
06.05.2012 -- 22:13
06.05.2012 -- 01:12
06.05.2012 -- 00:16
04.05.2012 -- 16:55
04.05.2012 -- 13:47
03.05.2012 -- 18:22
30.04.2012 -- 20:09
29.04.2012 -- 14:37
26.04.2012 -- 20:14
26.04.2012 -- 15:37
23.04.2012 -- 23:12
23.04.2012 -- 19:04
Баннер

Лента новостей - Другие новости

22.05.2012 -- 19:29
22.05.2012 -- 19:23
22.05.2012 -- 19:17
22.05.2012 -- 19:03
20.05.2012 -- 19:03
19.05.2012 -- 21:27
18.05.2012 -- 21:00
18.05.2012 -- 20:52
18.05.2012 -- 17:16
17.05.2012 -- 22:44
17.05.2012 -- 22:19
17.05.2012 -- 22:04
17.05.2012 -- 14:32
16.05.2012 -- 21:46
16.05.2012 -- 09:59
15.05.2012 -- 13:57
15.05.2012 -- 02:07
15.05.2012 -- 01:55
15.05.2012 -- 00:16

Блоги Runners.ru

25.04.2012 -- 18:46
21.04.2012 -- 23:09
21.04.2012 -- 15:51
16.04.2012 -- 19:43
16.04.2012 -- 19:04
15.04.2012 -- 14:32
13.04.2012 -- 08:36
08.04.2012 -- 19:20
29.03.2012 -- 00:00
27.03.2012 -- 09:12
21.03.2012 -- 17:07
19.03.2012 -- 06:51
04.03.2012 -- 15:12
26.02.2012 -- 10:16
26.02.2012 -- 09:26
22.02.2012 -- 13:14
22.02.2012 -- 00:00
21.02.2012 -- 20:23

Подписка на новости

Имя:

Email:

Кисловодск


МГАФК


Счастливые мгновения


УралГУФК


Последние комментарии

Комментарии к фото

  • Нургалиева Елена Дата рождения 09.01.1976. Специализация – марафон и ультрамарафон. Бронзовый призер Чемпионата Европы в беге на 100км. Шестикратная победительница Comrades 89km (2003, 2004, 2006, 2008, 2010, 2011). Четырехкратная победительница Two oceans 56km (2004, 2005, 2009, 2012). Личные достижения: марафон - 2:29:49; 100км - 7:31:14.
  • Нургалиева Олеся Дата рождения 09.01.1976. Специализация – марафон и ультрамарафон. Двухкратная победительница Comrades 89km (2007, 2009). Трехкратная победительница Two oceans 56km (2008, 2010, 2011). Победительница марафонов в Подгорице (2003), Франкфурте (2004), Гонолулу (2005). Личные достижения: полумарафон - 1:12:50; марафон - 2:27:37; 100км - 7:31:14.
  • 59000_full-prt Robert Kipkorir Kipchumba победитель Xiamen International Marathon (IAAF Gold Label Road Race)– 2:08:07 (рекорд трассы)
  • Ижевский полумарафон Призёры Ижевского полумарафона.
  • Lebid_SerhiyA1-EuroXC10 Король кросса